ГЛАВА ИЗ КНИГИ Ш. А. АМОНАШВИЛИ
"ИСПОВЕДЬ ОТЦА СЫНУ"
ОТЕЦ
Твое рождение одновременно было рождением мамы и папы, матери и отца. Да, я родился вместе с тобой: ты — как ребенок, я — как папа. «Я папа, я родитель, я отец!..» В этот февральский день я со всей серьезностью удивлялся тому, что ни по радио, ни в газетах не сообщали вестей о твоем рождении.
Смешно, правда?
Хоть я и готовился к твоему появлению, ты тем не менее потряс меня. Как тебе описать, как тебе дать понять, какие чувства кипели во мне, в новорожденном папе? Я возвысился, возмужал, вдруг я вообразил, что мне поручена судьба чуть ли не всей нашей планеты. Я стал куда серьезнее, чем и удивил моих друзей и товарищей. Нет, чувства новорожденного папы неописуемы, — просто настанет время, когда и ты переживешь то же самое.
Постепенно я начал осознавать свое новое, изменившееся общественное положение.
Что значит быть папой?
Мало сказать, что папой не становятся, не имея собственного ребенка, что папа содержит семью, помогает маме в воспитании детей.
Папа — не тот человек, который, возвращаясь домой пьяным, приносит из магазина конфеты: «Вот тебе, сынок, проявление моей чуткости!»
Папа — не тот человек, который, заботливо держа в руках завернутого в пеленки младенца, окутывает его густым дымом сигареты.
Папа — не тот человек, который гоняется за сыном с ремнем, дабы свершить свою воспитательную миссию. Звание папы следует осмыслить не столько с позиции ребенка, ибо ребенок не всегда будет ребенком, а папа всегда останется отцом, — а с точки зрения его общественной деятельности.
Ребенок будет расти, и в один прекрасный день он обнаружит, что вчерашний его папа, которого он так искренне любил, избивает маму, на работе его называют лодырем, он пьяница, распутник. Кем же после этого он станет для своего вчерашнего ребенка и сегодняшнего юноши, если юноша или девушка станут стыдиться своего отца, отвергнут его.
Так какой же он — настоящий папа?
Настоящий папа — труженик во всех сферах жизни. Он может быть рабочим шахт и мартеновских печей; машинистом железнодорожных составов и электричек в метро; матросом танкера дальнего плавания и летчиком пассажирских самолетов; ученым и поэтом; артистом и политиком; предпринимателем и крупным бизнесменом. Он может быть учителем школы и врачом больницы. Но кем бы он ни был, всюду его уважают, почитают, с ним советуются. Он хороший друг, хороший коллега. Готов помочь нуждающимся, умеет сопереживать и радоваться. Он общественник, защитник прав человека, своих прав свободы. Не даст никому унизить себя и не унизит никого.
И, конечно же, настоящий папа — тот, кто, широко раскинув руки, бежит навстречу своему ребенку, бросающемуся в его объятия с оглушительными и радостными возгласами: «Папа пришел!»
Папа всегда проявляет нежность к жене, любовь и уважение к родителям, несет в дом радость и заботу. Он держит в своей правой руке руку сына с молотком, в левой — левую руку с гвоздем, и так, вместе, они забивают гвоздь в доску, мастеря скамейку для садика. Он хмурит брови и огорчается при детской шалости ребенка, а в другой раз упрашивает маму снять или облегчить наказание: «Он больше не будет!»
Я убежден, что с воспитанием своих детей успешно могут справиться только такие папы (и, разумеется, такие же мамы). Мы обязаны, мы должны дать моральное право нашим детям гордиться своими папами и мамами, ведь мы знаем, как им этого хочется. И папа, одержимый созидательной и преобразующей деятельностью, честный, справедливый и отзывчивый, остается папой для своих детей на всю жизнь. Он не перестает воспитывать и напутствовать их даже после своей смерти, даже в тех случаях, когда дети знакомятся со своим погибшим отцом по фотографиям.
Мне так и хочется крикнуть: «Папы, берегите свою честь, ибо это самое ценное наследство, какое мы можем оставить детям!»
Нарисовав себе такой образ папы, я повседневно старался уподобляться ему, я шлифовал себя, я спешил успеть это до того, как ты смог осознать своего отца как человека, как гражданина. Я должен был сотворить себя настоящим папой для тебя.
Чего греха таить, я мечтал стать для тебя другом, достойным подражания.
ИЗ КНИГИ Ш. А. АМОНАШВИЛИ
"СПЕШИТЕ, ДЕТИ, БУДЕМ УЧИТЬСЯ ЛЕТАТЬ"
* * *Когда начинается воспитание ребёнка?
Кто-то скажет: «Не сразу же после рождения! Дадим ребёнку сперва оглянуться!»
И будет недоумевать этот кто-то, если услышит, что оно начинается задолго до зачатия ребёнка.
Начинается воспитание ребёнка в мыслях, мечтах, воображении женщины, в мыслях и мечтах мужчины. Кто же вырисовывается в них: ребёнок как нежданная обуза, дополнительные хлопоты, или ребенок как Путник Вечности?
Воспитание есть питание духовной оси. Мечты и устремления будущих мам и пап готовят духовную пищу для их будущих детей.
* * *
Говорят мудрецы: в ребёнке есть Чаша.
В ней хранится память, с которой он приходит.
Ребёнок имеет предназначение — это хранится в Чаше.
Имеет путь к предназначению — знание об этом в Чаше.
Имеет мысли свои, мечты свои — об этом тоже в Чаше.
Ему даны знания о Высшем — они в Чаше.
В нём Вера и Надежда — хранятся в Чаше.
В нём преданность, служение и совесть — в Чаше.
Истоки расширенного сознания — в Чаше.
Знание об Истине — в Чаше.
Несметные сокровища уложены в Чаше.
Чаша — хранилище Беспредельности и Бессмертия.
Чаша не есть память, которая в извилинах мозга, она есть суть духа, ядро духа.
В Чаше кристаллизуются лучшие накопления жизни, как ступеньки восхождения.
«В Чаше лежит крылатый ребёнок», — напоминает древняя мудрость.
Ребёнок рождается с Чашей, и он знает о ней.
Но жизнь на Земле, развитие мозга стремятся перекрыть Чашу — и со временем этого достигают. Сознание ребёнка отрывается от Высшего источника памяти, от своей Чаши. Рвётся серебряная нить, связующая ребёнка с Космосом.
Крылатый ребёнок забывает о своих крыльях. Но мудрый учитель знает путь доступа к Чаше: пробуждение духа, зарождение духовности.
* * *
Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идёт человек и ведёт за собой ребёнка.
Человек остановился, велел ребёнку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.
— Что ты тут делаешь, старик? — спросил человек.
— Жду тебя! — ответил старик. — Тебе ведь доверили этого ребёнка на воспитание?
— Верно! — удивился человек.
— Так бери с собой мудрость:
Если захочешь посадить человеку дерево, посади плодовое дерево.
Если захочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
Если отважился воспитать человеку ребёнка, верни его крылатым.
— Как я это сделаю, если сам не умею летать?
— А ты попробуй! — сказал старик и закрыл глаза.
Прошли годы.
Старик сидел на том же месте и смотрел в небо.
Видит: летит ребёнок, а за ним — его учитель.
Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились.
— Я возвращаю ребёнка крылатым! — сказал учитель и гордо посмотрел на своего питомца.
А старик посмотрел на крылья учителя и произнёс:
— А меня больше радуют твои крылья...
* * *
У вас родился ребёнок?
Поздравляем вас!
Весь мир, весь Космос поздравляет вас!
В нашей земной жизни, в жизни Вселенной произошло ещё одно чудесное событие: пришёл новый Путник Вечности.
Скажет мудрец: «Блаженна мать, открывшая полог свету и поднёсшая первый цветок!»
И даст он напутствие: «Каждая мать, подходя к колыбели ребёнка, скажет первую формулу образования: «Ты всё можешь».
А другой мыслитель предупредит вас:
«Ваши дети — не дети вам...
Они приходят благодаря вам, но не от вас.
Вы можете дать им вашу любовь, но не навязать ваши мысли.
Ибо у них есть свои мысли...
Вы можете стремиться походить на них, но не старайтесь сделать их похожими на себя.
Ибо жизнь не может идти вспять и задерживаться на вчерашнем дне.
Вы — луки, из которых ваши дети, как живые стрелы, посланы вперёд.
Стрелок видит цель на пути Бесконечности и наделяет вас своей силой, чтобы его стрелы летели быстро и далеко.
Пусть вам стрела несёт радость».
* * *
Нет случайно родившихся детей.
Ни один Путник Вечности случайно не рождается.
Каждый ребёнок есть явление в земной жизни.
Он родился потому, что должен был родиться. Родился потому, что именно его не хватало миру.
Он путь для мира, так же как мир есть путь для него.
И не сравнивайте душу его с его телом: он младенец не душою, а телом. А душою он — носитель Истины, Бессмертия и Беспредельности.
В нём предназначение, миссия.
Служение своей миссии даст его духу восхождение. Ибо служение его есть щедрая отдача даров духа.
Служением слагается эволюция человечества.
В ребёнке — Чаша познаний.
В теле его — вся мудрость матери Природы.
В ребёнке — Слово, которое было в Начале.
Он создан, чтобы творить Божью Волю — сеять добро и орошать его любовью.
Он такой.
И каждый, кто воспитает ребёнка, будет соработником у Бога.
Мыслитель предупреждает: «Мужи мудрейшие, ваши усилия будут тщетны, если не протянет вам руку женщина и не возрастите поколение героев».
* * *
Если человек сотворен по образу и подобию Бога, что же есть тогда образование?
Образование есть раскрытие образа Бога в ребёнке.
Оно есть устремлённость к познанию человеком своей духовной сути.
Оно есть понимание пути к Бессмертию, пути в Беспредельности.
Оно есть устремлённость к Свету.
Оно есть живое познание на основе расширения сознания.
Оно есть устремление к преобразованию жизни на Земле, возвышение её, направление к торжеству прекрасного.
Образование возвеличивает общее благо.
Образование есть торжество Света на Земле.
Образование будит крылатого ребёнка, раскрывает его Чашу, учит летать высоко, далеко, со скоростью мысли.
Почему летать, а не ходить?
Потому что такова наша духовная природа, в ней все качества Космоса.
А тот, кто умеет летать, одухотворяет и земную жизнь, делает её более прекрасной и богатой.
Значит, и более счастливой и для себя, и для людей.
* * *
О ты, младенец чудный!
В тебе Божья тайна, и она в Чаше твоей.
Что мы о тебе знаем?
Больше знаем, чем и как тебя кормить, с какими шампунями тебя купать и какие памперсы надевать, как укладывать и как выводить на чистый воздух.
Мы наряжаем тебя, как куколку, и играем с тобой так же, как ты потом будешь играть со своими игрушками.
Наша забота о тебе часто означает заботу о самих себе. Ты для нас хорош, если много спишь,
редко плачешь, не капризничаешь и не болеешь, растёшь спокойным и послушным.
— У нас хороший ребёнок, — скажем прохожим и продемонстрируем им, как мы умеет дрессировать тебя.
— Помаши ручкой тёте! — и ты помашешь.
— Пошли дяде поцелуй! — и ты пошлёшь воздушный поцелуй.
— Скажи «спасибо»! — и ты скажешь что-то вроде этого.
Забота о Чаше?!
Тело-то мы видим и заботимся о нём.
* * *
Семьи бывают разные: добрые и злые, честные и бесчестные, любящие и ненавидящие, заботливые и безалаберные. В общем, достойные и недостойные.
Где-то хотели тебя и ждали с нетерпением. Потому приняли радостно и с любовью, помогая утвердить на Земле свое предназначение.
Где-то старались избавиться от тебя, и потому приняли тебя настороженно, может быть, враждебно.
Некая «мама» завернёт тебя в целлофановый пакет и бросит в мусорный ящик.
Другая может продать тебя чужим людям.
Третья может оставить тебя у порога чужого дома.
К несчастью, так и бывает в нашей действительности: некоторые зовут детей для рождения не для того, чтобы помочь им утвердить на Земле своё предназначение.
Родительский эгоизм — порок нашего времени.
Чудный ты наш ребёнок!
Ты есть полнота жизни, полнота семьи.
Загадка для нас большая: не выбирает ли твоя душа родителей — мать и отца, и не приходишь ли ты в семью, скажем, бесчестную, чтобы помочь людям облегчить их участь?
Здесь, на Земле, утверждают, что родителей не выбирают. Но не говорят, что родители тоже не выбирают детей.
А как на Небе?
* * *
Семья твоя убережёт тебя от всего дурного: от сквернословия, от дурных зрелищ, от дурных развлечений, от дурной музыки, от дурных игр и игрушек.
Самое главное — она убережёт тебя от дурных людей.
Взамен всему этому она погрузит тебя в потоки образов красоты, доброты, любви и понимания. Она даст тебе образы доброречия, мудроречия, прекрасноречия. И ты восполнишься лучшими впечатлениями, несущими тебе духовность.
Благая семья твоя начертила на четырёх стенах своего дома четыре закона, которые станут основанием образа жизни:
Учи счастью красоты.
Учи счастью знания.
Учи счастью любви.
Учи счастью слияния с Высшим.
Но где Чаша? Мы её не видим!
* * *
Почему мы так поступаем, люди?
Птица — это наш ребёнок.
Почему мы отнимаем свободу у ещё не рождённого ребёнка?
И делаем это сперва в наших мыслях и воображении, так уготавливаем ему тенёта, а потом, после появления его на свет, воплощаем всё задуманное в жизнь.
Скажет кто: А где вы видели детей в клетках? Где вы видели наши тенёта?
Ходить далеко не нужно.
Всю жизнь ищем свободу и не находим её. А если найдём крохи свободы, тут же ограничиваем условностями, чтобы они не достались кому-то побольше.
Это ли не клетки, это ли не тенёта?
Соблазны недостойные — не тенёта?
Авторитаризм вокруг детей — не тенёта?
Зрелища низменные — не тенёта?
Вот возьмём и напишем прямо на небе, чтобы осознали все:
«Насилие над волею и мыслью ребёнка есть тяжкое преступление».
Мало ли окажется преступников?
* * *
Если люди сами не умеют летать, пусть научат летать своих детей.
Притом летать
высоко,
стремительно,
далеко,
красиво.
И настанет срок, когда дети раскроют крылья и взлетят.
Пусть взрослые просто последуют за детьми, чтобы уберечь их от падения.
И тогда обнаружат, что, оказывается, они тоже летят.
Этим способом следует воспользоваться при обстоятельствах, когда люди подошли к пропасти и нет другого пути спастись.
То есть немедленно!
И надо стереть в сознании мысль: «Учить можно только тому, чему сам научен».
В ней ложь, и она губительна.
Взамен следует утвердить закон: «Уча — учимся».
В нём Истина, она спасительна.
Только не забудем приложить к этому закону веру, надежду, любовь, искренность, красоту и творящее терпение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий